
Название /Оригинальное Название: Дом, в котором...
Автор: Мариам Петросян
Год 1-го издания/написания: 2009
Жанр: фантастика, современная проза
О книге: Первая книга армянской писательницы и художника, Мариам Петросян. Она писала роман почти 18 лет, с 1991 по 2009 год. О ней заговорили сразу после того как книга увидела свет и вскоре роман принёс автору «Русскую премию» и другие награды. Роман был высоко оценен Стивеном Фраем и упомянут в его программе
Russia's open book: writing in the age of PutinСюжет (не обязательно): Юноша по кличке Курильщик ссорится со своей группой — образцово-показательными лицемерами и ябедами, и его переводят в другую. С этого момента и начинается его (и читателя) знакомство с Домом — интернатом для детей-инвалидов с более чем столетней историей, местом, полным тайн и мистики.
Оригинатор: EldijaПочему выбрали её: Все давно про него слышали и наконец решили ознакомиться.
Примечания: 0. К книге есть таблицы - состав мужской части Дома по стаям, они довольно полезны при чтении:
к первой книге
ко второй книге
к третьей книге
1. Комментарии автора книги, как соотносятся клички в основном повествовании и в Интермедии, пояснения к Эпилогу
на сайте LiveLib2. Ответы Мариам на вопросы читателей
в соо ДомаВ основном, ответы на вопросы можно понять, внимательно перечитав соответствующие отрывки книги, но есть один момент, который на мой взгляд остался за кадром книги.
спойлеры От автора:
"Признаюсь, мне нравятся вопросы, которые возникают не от невнимательности, а скорее из-за того, что сама тема в книге недостаточно раскрыта.
Почему Рыжая ждет Лорда, хотя любит Слепого?
Короткий ответ: Рыжая любит Лорда, а не Слепого.
А длинный ответ выглядит так:
Эпилог разделен на четыре части. Наружность. Давняя, другая наружность (или другой ее круг). Сказки другой стороны. «Сказки» - мир изнанки Дома, куда ушли Спящие, т.е. Прыгуны и Ходоки. Ходоков в Доме всего пятеро. Слепой, Сфинкс, Рыжий, Крыса и Лорд. Возможно их даже шестеро, если Македонский тоже Ходок, в чем я лично не уверена. Ходоки уходят в другие миры полностью, не оставляя в реальном мире тело. В другом мире их еще называют Проводниками, потому что они могут ходить сквозь миры. У мира изнанки Дома (очень условное определение) есть своя изнанка, чуть более сказочная, чем наш мир, а у нее в свою очередь есть мир Леса – совсем сказочный. И проводник может с собой кого-нибудь туда увести.
Влюбленность Рыжей в Слепого имеет прямое отношение к тому, что он Ходок, а Рыжая с детства мечтает о прекрасном принце, который заберет ее с собой в сказку. И если перечитать «Сказку Рыжей» становится понятно, что она своего принца нашла. Только им оказался не Слепой, а Лорд. «Сказка Рыжей» по времени совпадает с первым «прыжком» Лорда на изнанку Дома, после которого его увозят в наружность. То есть, с его историей, рассказанной в последнюю Ночь Сказок. Их встреча в другом мире происходит еще до того, как Лорд во второй книге знакомится с Рыжей и влюбляется в нее. Поэтому в Клоповнике Лорд ее не узнает.
Детская влюбленность Рыжей в Слепого скорее самовнушение, чем подлинное чувство. Она была слишком мала во времена Чайки Джонатана и практически не общалась со Слепым в течении последующих лет. Но это давнее и упорное самовнушение. О нем знают все близкие Рыжей люди. И естественно, она сама себе стыдится признаться в том, что изменила этому чувству. Кроме того, как всякий старожил Дома, Рыжая сноб, для нее прибывшие в Дом относительно недавно – люди второго сорта. А Лорд как раз из таких. К тому же очень красив, для Рыжей это скорее минус, чем плюс. Их не связывают общие воспоминания детства, которые старожилы ценят так высоко. Лорд «без году неделя» (по выражению Табаки) находящийся в Доме – стал Ходоком почти сразу. С первого перемещения. И даже не заметил этого. Рыжая смертельно ему завидует. Отсюда их бесконечные ссоры и разборки. Он тот, кто может осуществить ее мечту и тот, кто, в отличие от Слепого, сделает это с радостью. Достаточно попросить. Или хотя бы намекнуть. Поэтому она ни просить, ни намекать не станет. И только в самый последний момент не выдержит. Ее «сказка» это и признание в любви и крик о помощи, который она смешно заключает уверением, что «никогда ни о чем просить не станет». Хотя только что попросила. И Лорд тут же откликается. Отдает колесико от часов Стервятнику, и конечно он не только отыщет Рыжую на изнанке Дома, но и переведет их с Толстым из этого мира в тот целиком, как она того хотела. В главе «Голоса из Наружности» Рыжий сообщит Курильщику, что кое-кто из Спящих «испарился». Т.е. кого-то из них увел проводник".
3. Довольно интересная, хоть и пространная дискуссия на тему Дома
на форуме Лаборатории Фантастики4. Иллюстрации к Дому:
авторские,
Наиры Мурадян5. Косплей: офигенный косплей с абсолютно замечательным Табаки и Сфинксом
в контакте,
на diary, косплей по Интермедии
от той же компании6. Выкладки команды на последней зимней ФБ, меня порадовал косплей и крафт с челленджа:
WTF-2015.
Eldija 10.00
... за атмосферность и многозначность, и просто потому, что это мой любимый жанр Хэнбок 9.5
За ненавязчивость
За реализм
За возможность выбора,
атмосферу, столь разных персонажей (непростых, многослойных, секретами и подтекстом...
Не уверена, что книга эта понравится остальным, но я сама удивилась, насколько точно я умудрилась выбрать свой любимый жанр: я люблю книги-миры, книги, создающие свою реальность, настолько живую, что её можно потрогать. Далее - спойлеры
Думаю, когда все дочитают, у нас будет много вопросов, которые можно будет пообсуждать. Выложу в пост ссылки с обсуждениями спорных и непонятных моментов книги, комментарии автора и еще ссылки на абсолютно потрясающий косплей по Дому.
А вообще фандом у Дома категорически крут, не считая крафта и косплея, ребята радуют даже просто обсуждениями, прочитавшим советую заценить комменты к этому посту (никогда не думала, что можно от полудетской полусказочной книжки дойти до пространства Минковского)), у ребят даже фики хорошие, причем они вполне органично дополняют книгу, впрочем, книга написана так и заканчивается всё таким образом, что прям руки чешутся писать фики, причём все их, хоть ау, хоть не ау легко вписать в канон.
Дом, в котором...., как мне кажется, более остальных книг в своей оценке получил долю субъективности, отпечаток того, как каждый из нас воспринял её.
И, честно говоря, это тот случай, я даже рада, что мы не сошлись в своих взглядах на лучшие части и детали.
Итак...
Уже было высказано, и всё же повторюсь: Главная проблема языка написания, стилистики и всего прочего, что текст крайне неровный, явно написанный в разные годы под влиянием разных эмоций и переживаний. Заметна работа редакторов, которые всеми силами выпрямляли и сглаживали все неровности. Где-то лично для меня зашкаливал трагический подростковый гиперболизм.
Но реалистичность, небрезгливое внимание к деталям, подкупает, делает мир реальным. Всё время кажется, что ты ведь видел этот дом, когда проезжал как-то мимо высоток-расчёсок, или заезжал в незнакомый район родного города.... Что дом этот зацепился взглядом именно потому что один такой стоял среди новостроек, но сам по себе был сер и непримечателен. Для чужих. Не знающих его тайн.
До последнего кажется, что магического тут ничего и нет, что это наша реальность.
И естественно у всех было ощущение, что книга-то обо всех людях. Все мы имеем старые рубцы, раны, надломы. Все, без исключения, инвалиды в чём-то и по-разному.
Я не буду спорить, просто у меня это чувство так и не прошло. Наверное, во многом потому что при всём воспетом только что мною реализме в то, что Дом хоть немного похож на Детские Дома Инвалидов, я не верю. Но опять же, спорить не буду. Это должны подтвердить или опровергнуть только обитатели подобных заведений, а я даже не мимопроходящий.
Возвращаясь к языку написания.... Не зря Льюис Кэррол упоминался ни раз. Дом - это не Алиса, конечно, но у меня перед глазами всё время шёл "видеоряд" с метаморфозами (*смутные воспоминания о советском психоделическом мультфильме с шоу уродцев. там ещё персонажи со сросшимися волосами были...*) Возможно это отпечаток основной специализации автора.
Eldija спросила меня как-то о любимом персонаже....
У меня их нет. Мариам умудрилась так живо рассказать о каждом, что каждый стал почти родным.
(Хотя меня пугает Слепой. Он совсем не из нашего мира)
Мне нравится первая книга с Курильщиком. Это очень правильный подход - познавать Дом с помощью персонажа-новичка.
Меня пугает вторая книга. Совсем иномирная.
Третья... несколько выпрямляет впечатление.
И финал "а теперь объясним".
...
Сложно писать этот отзыв. Потому что сейчас придётся либо разобрать каждого персонажа.... Либо завершить. Потому что для другого человека те же персонажи раскрылись чуть иначе, ткнули в другие болезненные места.
Это та книга, которую хочется купить в бумажной версии и перечитывать ещё не раз.
Книга, которая не настаивает задуматься над мировыми вопросами, но понаблюдать за Домом со стороны. Без навязывания собственной идеологии.
Основной вопрос книги актуален во все времена для всех возрастов: Каково ваше место в мире.
В своё время я не смогла читать Фрая именно за малодушный побег на всё готовенькое.
Дом.... пограничность. Нет лучшей и худшей стороны. Дети взрослеют, дом остаётся позади и только их выбор, в каком из миров им предстоит жить дальше.
А вы одиноки? А вы поломаны? А вы хотите сбежать? Каков ваш выбор: изнанка или наружность?
За ненавязчивость
За реализм
За возможность выбора,
атмосферу, столь разных персонажей (непростых, многослойных, секретами и подтекстом...
Сюжет: 10
Язык: 6,8
Общее впечатление: 9,5